Дни М.А. Балакирева в Карелии (10-11 февраля 2012 год)
Спешите все добро творить
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.-
Федор Тютчев
«Нам не дано предугадать, как наше имя отзовется»- хотелось перефразировать поэта Ф. Тютчева во время Дней Балакирева в
Карелии. Думали ли великие композиторы, музыканты, общественные деятели, что в далеком 21 веке директора учебных заведений - школ искусств, музыкальных школ и колледжа, консерватории, педагоги и учащиеся будут рассуждать на тему их имен и роли не только в истории Российского государства, но и в будущем культурном пространстве нашей страны?
Да и сами участники круглого стола «Имя учреждения как новые возможности развития» немного сомневались, когда собрались вместе 10 февраля в Петрозаводской детской школе искусств им. М.А. Балакирева для обсуждения такой немного неожиданной темы. Но это только на первый взгляд неожиданной и неактуальной Присвоение имени Милия Алексеевича Балакирева, известного композитора, пианиста, общественного деятеля 19 века России, Детской школе искусств г. Петрозаводска произошло совсем недавно - в ноябре 2011 года в честь 20-летнего юбилея учебного заведения. Поэтому тема для педагогического коллектива и учеников злободневна и востребована. А что дальше? Переориентируется ли резко школа с направления изучения музыки и искусства Северной Европы, традиций Карелии, сотрудничества с Баренцевым регионом на изучение музыки русских композиторов и искусства России? Будут ли в образовательном процессе доминировать академическое направление и изучение музыки русских композиторов или, может быть, будут преобладать экспериментальные тенденции, которые уже успешно развиваются? Имя дает свободу для творчества и направления развития или, наоборот, накладывает обязанности и ограничивает полет фантазии и перспективы?
Обсудить эти и другие вопросы собрался интересный и «именитый» состав участников круглого стола: руководители школы искусств, музыкальных школ и колледжа, консерватории, чьим учреждениям в разное время уже присвоены имена великих композиторов Г.Синисало, Г.Свиридова, К.Раутио, А.Глазунова, представители Управления культуры Администрации города, Министерства культуры Карелии. Экспертами стали представители Детской школы искусств им. М. А. Балакирева (г. Москва): директор Л. Комарова, заместитель директора Л.Долгих, редактор газеты «Балакиревское обозрение» М.Виноградова; юнкор П. Маркина, которые впервые приехали в Петрозаводск.
Участники подготовили небольшие выступления (10-15 минут), где поделились опытом работы с именем учреждения, рассказали, почему и когда выбрали именно эти имена? В ходе дискуссии обсуждались следующие вопросы. Имя-это судьба или просто приложение к названию? Что дает имя учебному заведению? Это награда на определенном этапе или стимул для развития? Каким образом может школа, училище, вуз пропагандировать творчество и личность композитора? И надо ли это им обоим? Возможно, в 21 веке востребованы новые формы? Совпадают ли эти формы, методы с желанием педагогического коллектива, администрации и учащихся? Поддерживают ли и готовы помогать родители? Имя-это гордость или обуза для всех?
Тема круглого стола оказалась востребованной и злободневной, заставила задуматься и выдвигать идеи, вызвала острую полемику. Участники говорили о том, что имена в разные периоды истории звучат по-разному. Это может быть просто память, дань уважения, награда, а иногда «живая история», стимул к исследованиям, общению с представителями династии композитора, творческому сотрудничеству с другими людьми искусства и организациями. При присвоении имени часто учитывается региональный компонент или принадлежность личности к этой сфере деятельности, к основанию данного учебного заведения. Многие говорили о том, что имя-это не только память, заслуга, но и большая ответственность, серьезная работа по популяризации творчества, идей, общественной значимости композиторов. Наиболее живой интерес вызвал вопрос: «Как учебные заведения с именами, в том числе в России и Европе (например, Академия Сибилеуса в Финляндии), могут использовать «имена» известных личностей и свои реноме для создания имиджа учебных заведений, а возможно и бренда?»
В результате дискуссии во время круглого стола выяснилось, что имена известных личностей, великих композиторов, музыкантов присваиваются заслуженно, и тем учебным заведениям, которые уже имеют позитивный имидж, хорошую репутацию в регионе и за его пределами. Школы, колледжи, консерватории работают качественно и ярко в соответствии с традициями и новыми технологиями, образовательными достижениями, имеют хороший опыт и высокие результаты, известны креативными проектами. Выбор имени для учебного заведения не является случайным. Он обоснован и является стимулом для развития и основой для перспективного сотрудничества, Сочетание позитивных моментов - имиджа учебного заведения и имени композитора способствуют созданию ИМЕННОГО БРЕНДА заведения, который тоже креативно совершенствуется, закрепляется и способствует развитию. Таким образом, и имя известной личности не забывается, идеи, творчество и музыка изучаются новыми поколениями, получают современное звучание и новую жизнь.
В завершении круглого стола было высказано предложение о создании Ассоциации музыкальных учебных заведений Карелии, которое было поддержано всеми участниками.
Современный поэт Юрий Ольхин так перефразировал слова Ф. Тютчева, с которыми, наверное, согласился бы композитор, реформатор, основатель первой музыкальной школы в России и создатель содружества русских композиторов «Могучая кучка » Милий Балакирев:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
Судьбу свою порой узнать
Пророкам даже не дается.
Не только словом, но и делом,
Спешите все добро творить,
Стремитесь, чтоб душа хотела
Любовь и счастье нам дарить.
В рамках Дней М.А. Балакирева в Карелии состоялась пресс-конференция для СМИ с участием представителей Петрозаводской и Московской детских школ искусств им. М.А. Балакирева.
Одним из ярких моментов этих двух дней стал Концерт русской музыки с участием исполнителей различных музыкальных учебных заведений города Петрозаводска. На сцене Петрозаводской детской школы искусств им. М.А. Балакирева звучали произведения русских композиторов: М. Глинки, А. Гречанинова, А. Аренского, П. Чайковского, М. Мусоргского и самого Милия Балакирева. Впервые на сцене прозвучал «Полонез» из фортепианной сюиты в четыре руки М. Балакирева, в исполнении фортепианного дуэта Валерии Шеляпиной и Милены Бренц. В исполнении Максима Казицкого, студента Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова зрители услышали «Избушку на курьих ножках» («Бабу-ягу») и «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. В завершении концерта на сцене выступил хор студентов Петрозаводского государственного университета под управлением Николая Маташина. Зрители аплодировали стоя!
Мария Берсина
по материалам Рыбаловой Е.Б.
КОНЦЕРТ РУССКОЙ МУЗЫКИ (ФОТО)