Творение Моцарта

Опера появилась в 15 веке в Италии. В Россию этот жанр пришел только в восемнадцатом веке. Премьера «Волшебной флейты» состоялась 30 сентября 1791 года. Только подумайте, сколько веков и лет потребовалось пережить , чтобы в 2017 году, кто-то (например я) смог посмотреть оперу «Волшебная флейта» в Музыкальном театре! 


Я в театре бываю не часто, хотя видела много разных постановок: балет, оперетты, кукольные спектакли и т.д. С жанром театрального искусства - опера, я познакомилась впервые в этом году. Меня всегда пугал этот жанр, так как я знаю, что в нем поют на протяжении всего действия, и он предназначен для подготовленного слушателя, которым я себя не считала. Но недавно я все же собралась с силами и сходила на оперу в двух актах «Волшебная флейта». Первые впечатления - это большой, хорошо освещенный зрительный зал, занавес красного бархата, оркестровая яма, в которой находятся музыканты в парадных черных фраках. Праздничная обстановка чувствуется даже в мелочах. Вот звенит третий звонок. Гаснет свет. Зал взрывается аплодисментами. Открывается занавес. Оркестр начинает играть увертюру. 

 


Считается, что декорации, красивые костюмы - так называемый эффект «пыль в глаза» делает любое действие на сцене запоминающимся, привлекательным . Зрители остаются довольны, с наилучшими впечатлениями. Но что, если эффектные декорации не входят в сюжетную линию? Значит, спектакль обречен? Нет, нисколечко, в этом я убедилась, побывав на опере «Волшебная флейта» В. А. Моцарта в Музыкальном театре Республики Карелия. Основной акцент был сделан на игре актеров и живой музыке. В опере прослеживалось несколько сквозных действий: флейта; образ Моцарта; группа туристов, которая переносила зрителей в наше время, ходила по сцене, осматривая актеров будто музейные экспонаты. Иногда были затянутые музыкальные паузы, мне они были не понятны. Отражением в либретто стала идея равенства и братства всех людей. Музыка была действительно волшебной – светлая лирика. Если рассмотреть каждый эпизод по отдельности, то можно было заметить и сказочно прекрасный мир Зарастро, понять натуру принца Тамино по его арии, нежную душу Памины, шутливую песенку Папагено. Сложно забыть арию Царицы Ночи, там были виртуозные интонационные украшения, передающие ее злобный нрав. В мире еще не придумали такого жанра, в котором также соотносились бы две крайности: восхищение и непонимание. С одной стороны, невозможно не погрузиться в потрясающий синтез чувств и эмоций, идущих «под руку» с музыкой, сильными голосами. С другой стороны, опера кажется слишком сложной для восприятия неподготовленного слушателя. Хочу сказать, что опера оказалась не такой и страшной. Все три часа прошли на одном дыхании. Не стоит бояться узнавать новые грани этого музыкального мира.

Фомина Мария