Питание обучающихся

 

PHO

 

BARS

 

logo

 

PT

Крестовый поход детей (часть третья)

"Долго будет Бриттен нам сниться…"

Практически весь учебный год два петрозаводских коллектива - хор «Подснежник» и хор «Лаулу» - работали над сочинением Бенджамина Бриттена «Крестовый поход детей». Юные карельские музыканты впервые исполнили  музыкальную поэму  английского композитора в г. Иматра (Финляндия), а премьерное исполнение  в России   должно было состояться в Большом зале Санкт- Петербургской филармонии 17 апреля. Во втором отделении концерта  была  запланирована еще одна премьера: сочинение финского композитора Харри Вессмана «Три сказки» в исполнении Молодежного оркестра, в состав которого входят преподаватели и ученики Детской школы искусств.

В одном поезде 

Итак, наступил  вечер 16 апреля. На железнодорожном вокзале  перед отправлением поезда «Петрозаводск - Санкт – Петербург»  я встречаю  свою коллегу Ладу Александровну Демину с сыном Владом.

- А я вот маму провожаю, она едет меня послушать в БЗФ, - рассказывает мне красавец – скрипач  Влад  Демин.- Я буду солировать. Мы завтра утром в  Питер с оркестром на автобусе выезжаем, - добавляет он.

На перроне мы с Юлией Викторовной  встречаем  улыбающегося Харри Вессмана. Он тоже едет с нами в одном поезде.

- Привет – привет, - радостно машет он. - А вы в каком вагоне?

- Мы в шестом, а Вы?

- А я в двенадцатом. Заходите в гости.

- Да нет, Харри. У нас много детей.

- Тогда до встречи на концерте!- прощаемся мы.

Заходим в вагон, занимаем свои места и на несколько часов погружаемся в «царство Морфия».

Рано утром на перроне Ладожского вокзала детский хор под чутким руководством преподавателей выполняет построение «в шеренгу по два». В это время  к нам подходит преподаватель Музыкального колледжа и по совместительству куратор фортепианного отделения ДШИ Наталья Яковлевна Папсуева. Оказывается, она тоже ехала в этом поезде на закрытие конкурса Шостаковича. Увидев толпу  детей, она говорит мне коротко: «Удачи»!  

Вместе с  Натальей Яковлевной я вижу заместителя директора ДШИ по концертной деятельности Наталью Николаевну  Федорову.  Она специально  приехала в Питер на один день, чтобы послушать и поддержать коллективы родной школы. 

«Неглянцевый» Петербур 

Мы приехали в 7 утра, а начало хоровой репетиции в БЗФ в 13.00. Еще в Петрозаводске мы решили, что утро посвятим прогулкам по Питеру.

В 7.45 нас уже ждет автобус. Учитывая раннее пробуждение и достаточно промозглую погоду, передвижение по городу в более чем комфортных условиях очень кстати. Правда, долго наслаждаться «автобусным теплом» детям не приходится.  На маршруте по историческому центру Петербурга предполагаются  остановки. И первая из них  - Александро  - Невская Лавра.

Для многих хористок визит в мужской монастырь, носящий имя великого русского полководца, монаха и  воина Александра Невского, становится настоящим открытием. Большинство из детей в Лавре впервые.

День нашего прибытия в  Питер -17 апреля - совпал с православным праздником. Это  Вербное воскресение. Девчонки обращают внимание на то, как много верующих собралось в главном храме обители – Свято – Троицком соборе.

- В руках у них вербы, это так красиво, - говорят мне дети.

- Вообще храм очень большой. И поют  там необыкновенно. Мне так понравилось, что я захотела подпевать, - признается Маша Сохина.

Следующий обязательный пункт нашей экскурсии – Смольный собор.

 

Мы выезжаем на Синопскую набережную, а на Неве – туман. Обзора - ноль, видимости тоже. Дети немного расстроены.

-Питер нас  встретил не очень хорошо, - говорят мне они.

- Наоборот, нам очень повезло, - отвечаю я им. – Это и  есть настоящий «неглянцевый» Петербург. 

Питер в таком тумане действительно похож на город – призрак. Можно подключать воображение и представлять себе совершенно фантастические картины.

Вот уже виднеется купол Смольного собора, и  мы въезжаем на площадь Растрелли.

- Это фамилия архитектора, а не потому, что здесь  кого – то расстреляли, - веселю я своих экскурсантов.

Знаменитый итальянец, автор Зимнего дворца, подарил Петербургу еще один шедевр – собор Воскресения Христова, который больше известен как Смольный собор.

Я предлагаю рассмотреть этот храм поближе. Но  что – то девчонки не торопятся выходить из автобуса. Погода в Питере не балует. Но нет дождя,  и это главное.

Мы подходим к собору, и Марина Богданова просит слова. Руководитель хора «Лаулу» рассказывает  современным барышням об образовании и воспитании в Смольном институте благородных девиц, здание которого находится неподалеку от собора.

-Девочки из дворянских семей должны были уметь не только петь, рисовать, играть на инструменте, владеть иностранными языками, но также занимались рукоделием, - делится своими знаниями Марина Валерьевна.

- Куда едем дальше?- спрашивает меня наш водитель Эдуард.

- В Петропавловку. Давайте сейчас по Шпалерной через Робеспьера и Кутузова на Троицкий мост.

Мне хочется показать детям  панораму парадных набережных Невы. Но город окончательно утопает во власти тумана. Вот это да! Я  такого еще не видела. И потихоньку сама начинаю теряться, где  же мы вообще находимся.

-Это мы к Литейному подъезжаем?- спрашиваю я у водителя.

-Да нет, - смеется он. – Литейный уже проехали. Это Троицкий.

Вот так, подобно герою знаменитого мультика – ежику, мы едем по центру и пытаемся разглядеть главные достопримечательности города. Сквозь дымку тумана можно увидеть высокий шпиль Петропавловского собора.

Автобус останавливается на Троицкой площади возле особняка знаменитой балерины Матильды Ксешинской.

До крепости мы идем пешком по относительно пустынным улицам. Воскресенье. 10 утра. Город еще окончательно не проснулся. Прохожих нет. Машин мало.

-А почему здесь такой воздух странный?- неожиданно спрашивает меня участница хора «Лаулу».

-Что значит странный? –  в свою очередь удивляюсь я.

– Необычный какой- то. Не такой, как в Петрозаводске. Дышать невозможно.

Мы подходим к Иоанновскому мосту. Делаем несколько фотографий и заходим в Петропавловскую крепость.

После небольшой прогулки внимание детей привлекает памятник основателю города – Петру Алексеевичу.

Необычная скульптура, выполненная Михаилом Шемякиным,  вызывает у детей массу вопросов «а- ля Красная Шапочка»:

- А почему у него такие большие руки?

 -А почему у него такие длинные  ноги?

- И такая маленькая голова?

Туман рассеивается.  Мы садимся в автобус и  проезжаем стрелку Васильевского острова. 

Водитель не сомневается:– Ну, а сейчас на  Дворцовую!

-Нет, давайте лучше по Университетской проедем, через  Лейтенанта Шмидта  в Коломну.

Мне хочется показать детям «Петербург Достоевского», знакомый старшеклассницам по хрестоматийным темам школьных сочинений.

 

Наша экскурсия продолжается. Но рассказывать все сложнее. Так много достопримечательностей, что даже при моем быстром темпе речи невозможно все охватить.

Однако, совсем скоро всеобщее внимание привлекает Английская набережная.

-А вот здесь находится ЗАГС – первый  в России. 

Эта реплика вызывает  гул в автобусе. И пока будущие невесты бурно обсуждают перспективы  заключения брака на берегах красавицы Невы, мы выезжаем на мост с романтичным  названием – Поцелуев.

 

Вот уже показались здания Мариинки и первой консерватории в стране. А рядом с ними находится Никольский морской собор. Здесь мы делаем остановку и заходим в храм.

Он поражает своим благолепием и роскошным интерьером. Собор состоит из двух храмов - верхнего и нижнего. В верхнем храме идет праздничная служба. Поет великолепный хор.

- Больше всего мне понравился этот собор, - признается Катя Мартынова. 

Наша экскурсия подходит к концу. Девчонки делятся со мной своими впечатлениями.

- Во всех соборах, которых мы побывали, мы как бы «очистились». Там очень красиво, и мы смогли услышать церковное пение, - говорит Ксения Богданова.  - Обычные люди,  когда приезжают в Питер, ходят по магазинам. А мы  с хором  узнаем другие стороны жизни, т.к.  занимаемся творчеством,  становимся более культурными.

- Я хотела бы жить в Питере, - признается Даша Федорова. - Здесь очень много красивых строений, всяких штучек.

- Я часто бываю в Петербурге, - "вносит свою лепту" в общий разговор  Маша Сохина. -  И много раз видела его главные достопримечательности - Дворцовая площадь, Невский проспект, Спас на Крови. Но сегодня во время экскурсии я узнала много нового, мы посетили интересные, необычные места...

- Я бы назвала Питер городом – музеем, - рассуждает Полина Сиротина. – Здесь, конечно,  очень красиво, памятники всякие на каждом шагу. Но все- таки это мегаполис. Здесь слишком много суеты. То ли дело у нас на Древлянке. Все близко, все рядом. В общем, я не хотела бы здесь жить.

- А мне Питер одновременно и нравится, и не нравится, - замечает Света Сенькина. – С одной стороны здесь необычная архитектура, чем- то напоминает Швецию. Но в то же время все как будто неживое.

- Мне не нравится погода в Питере, - добавляет Саша Сидорова.

- А мне понравился город. – утверждает Настя Жданюк. - Я давно не была в СПб, и мне показалось, что он изменился в лучшую сторону. Улицы стали чище. Правила дорожного движения стали более жесткими.  Теперь не так страшно переходить дорогу.

- По сравнению с Петрозаводском, в Питере  много народу. Ну, просто толпы, - удивляется Нина Пересторонина. – Но зато все вокруг необычное, старинное, разное, непохожее друг на друга. Что ни дом -  история. Я бы, конечно, не хотела здесь жить, но очень хочется чаще сюда приезжать, потому что за один раз невозможно осилить все достопримечательности. Я думаю, что в Петербурге надо несколько раз посещать одно и то же место, чтобы понять его суть, - делает  вывод Нина.

Российская премьера 

После обеда неожиданно выглядывает солнце. Становится тепло. «Вот сейчас бы пройтись по городу», - мечтают дети. Но у нас больше нет времени на прогулки. Мы подъезжаем к площади Искусств и  направляемся к Большому Залу Филармонии. Здесь все серьезно. Вход строго по пропускам.  Нас уже ждут, медлить нельзя, всего 2 часа до выступления. Хор выстраивается на сцене.

Генеральная репетиция проходит очень напряженно и эмоционально.

После репетиции  - небольшой отдых, и я спрашиваю у детей, как им поется в БЗФ.

У девчонок, конечно,  масса впечатлений, однако, для них прославленная площадка Филармонии, всего лишь «большой такой зал с красивыми люстрами». А когда я им рассказываю, какие мировые знаменитости здесь выступали, они заключают: - Значит, мы тоже -  звезды?!

Вопрос остается без ответа, т.к. скоро начало концерта и совсем мало времени остается на подготовку. В сравнительно небольшой гримерке пятьдесят детей «облачаются» в сценические костюмы. Царит оживление и суета.

- Где мой пояс?

- Люди, кто – нибудь видел мою папку?

- Помогите мне, пожалуйста, застегнуть платье.

- Я хочу пить.

- Девочки, осталось пять минут до выхода.

- Ой, а что это на полу валяется?…Чей- то пояс.

- Это мой. Я его везде ищу.

- Что- то дирижер сегодня нервный.

- Волнуется, наверно.

- Ты выпила у меня уже полбутылки воды!!! Ну,  ты даешь!

- Я хочу есть.

- Так ведь только что ели.

- Все равно хочу.

- Ой, а это не мой пояс. А где мой?

- Девочки, пора на выход.

- А вещи здесь оставляем или с собой на сцену берем?

- Я хочу спать.

- Где мой воротник?

- (мечтательно) А могли бы сейчас дома в Петрозаводске на диване лежать….

- Внимание, хор строимся. Ваш выход.

Я прохожу в зал и занимаю место рядом со звукорежиссером. Концерт начинается.

На сцену выходит большой хор из 100 человек. Помимо петрозаводских хоров «Подснежник» (руководитель Юлия Михневич) и «Лаулу» (руководитель Марина Богданова),  в премьерном для России исполнении  кантаты Бриттена участвуют  два петербургских коллектива  - Женский хор Музыкального колледжа им. Н.А.Римского – Корсакова (руководитель Сергей Екимов) и Академический хор дворца учащейся молодежи (руководитель Анна Мейя). Музыкальную поэму для хора,  солистов, двух фортепиано, органа и ударных исполняют также знакомые нам по гастролям в Иматре  взрослые и юные музыканты. Среди них  солисты Оперного театра детей имени Г.Вишневской. Дирижирует  Николай Романов.

 

Особый интерес вызывают самые маленькие участники концерта – это воспитанники детских домов и детского сада Санкт- Петербурга. Они располагаются на сцене и по флажку своего руководителя приступают к самой сложной работе:  с помощью бубнов и других подручных средств  дети помогают передать слушателям ужасы войны.

Премьерное исполнение состоялось. Оно было незабываемо. Я  искренне считаю, что музыку надо слушать, а не рассказывать о ней. Поэтому те, кто присутствовал в этот день в Большом зале филармонии, смогут согласиться со мной в одном: это действительно надо было слышать и видеть.

В антракте я спускаюсь вниз, чтобы  встретиться  с  пианисткой Натальей Андриановой. Много лет  она работала в  нашей школе, а сейчас живет в Москве. Всего на один день приехала в  Питер, чтобы послушать и поддержать нас.

-Ну, и  как впечатления?- спрашиваю я свою дорогую  подругу. 

-  Я раньше никогда не видела подобного действа, когда объединяются столько коллективов для исполнения какого-либо произведения, - говорит Наталья. - Тем более замечательно, что это коллективы детские, так как детям особенно важно общаться, дружить и приобщаться к высокому искусству. Очень интересно смотрелись самые маленькие оркестранты, ведь они не просто высидели такое большое и сложное произведение, но и вступали во время. Если закрыть глаза и только слушать, то никак нельзя сказать, что на сцене - детские хоры. В общем, мне понравилось очень, - заключает Наталья Витальевна.

Вместе с Натальей на концерт пришли ее петербургские друзья. Среди них молодой человек  по имени Алексей. Мне интересно узнать его мнение о концерте.

- Я в шоке, - коротко говорит он.

-Так  вам понравилось или нет?- осторожно спрашиваю я.

- Конечно, понравилось! Я до сих пор не могу поверить, что такое сложное сочинение исполнили дети. Это было здорово!

 

А хористки «Подснежника» после концерта заявили мне:

-Нам кажется, никто ничего не понял.

-Почему вы так уверены? Ведь было вступительное слово о теме произведения, а затем студент театральной академии так ярко и эмоционально прочитал литературный перевод.

-Так – то да. Но все равно мы музыку хорошо знаем, практически наизусть поем. А когда люди в первый раз слушают, то им, наверное,  многое непонятно.

 

Я прошу девчонок поподробнее  рассказать о своих впечатлениях от премьеры.

- Когда мы пришли на репетицию, мы все были взбудоражены, очень взволнованны, - делится своими переживаниями Нина Пересторонина. – Еще бы! Ведь не каждый день такое событие. И не каждый день мы поем такую музыку!

- Репетиция действительно была очень сложная, - комментирует Полина Храмцова. – Я впервые видела дирижера. Он такой эмоциональный, шуточки отпускает.

- Вообще- то, когда была репетиция, дирижер был взволнован, - утверждает Ксения Богданова.  – Не все получалось. Но когда мы вышли на сцену, то действительно страха не было. Зал хороший, публика понимающая.  В зале было много детей. Я не ездила в Финляндию, поэтому на меня большое впечатление произвели  ударники. Взрывные музыканты. Они создавали особый настрой. Удивительные голоса у солистов. Несмотря на сложную репетицию, на сцене нам все удалось!- заверяет Ксения.

- Выступать было нестрашно, потому что была поддержка, - добавляет  Аня Патракеева. - В Финляндии мы пели с "Лаулу", а сегодня с нами выступали петербургские хоры. Хорошо поют!

- А я ожидала, что зал будет другой, другие балконы, но так даже лучше, -  неожиданно для всех констатирует Даша Федорова.

- А мне понравился зал, - рассказывает Настя Жданюк.  - Мне стал понятнее дирижер, как он показывал, его жесты. Понравились дети с металлофонами и  бубнами. Понравилось, что было много народу. Вначале мне стало страшно. Я думала, что 150 человек будет в зале, но оказалось, что 150 – это только на сцене. Мне очень понравилось, что ударная группа на этот раз стояла с другой стороны от меня (смеется). Понравилось оформление зала: люстры, арки, очень красивые стулья. Раньше я в этом зале не была.

- А меня поразил орган, - с восхищением говорит Катя Мартынова. – Я видела и слышала его впервые. Впечатляет.

- Было классно и здорово выступать в БЗФ, - завершает разговор о концерте Анжелика Никитина. -  Особенно приятно, что на концерт пришел мой родной брат из увольнения. Я его не видела 8 месяцев. Была очень рада. Он сидел с мамой в зале. А еще я играла в оркестре во втором отделении. Выступили отлично. 

Культурная программа 

После концерта нас ждала  еще одна премьера – мюзикл «Оливер» в постановке Театра музыкальной комедии.

- Мне очень понравился спектакль, - говорит Полина Храмцова. – Все было очень профессионально и ярко. В спектакле задействованы не только взрослые, но и дети. У нас такого не увидишь.

С ней согласна и Даша Федорова. - Я ходила в театр в Петрозаводске, - говорит она. -  Но в Петербурге совсем по - другому.

 - Мне понравилась эта история, - уверяет Настя Жданюк.  - Позитивная такая и, как все сказки, закончилась хорошо.

- Да, неплохой сюжет, - соглашается Аня Патракеева. - И актеры сыграли отлично!

После спектакля мы успеваем забежать в кафе и в темпе «престо» отправляемся на вокзал. От избытка эмоций дети начинают петь в метро, а когда мы садимся в поезд, весь вагон слышит фрагменты кантаты в исполнении наших девчонок.

- Бриттен нам сегодня приснится, - уверяют они меня.

Мы едем домой в Петрозаводск, но не прощаемся с музыкой Бриттена. С ней мы встретимся не только в своих снах. Совсем скоро, 1 июня состоится концерт в Музыкальном театре Карелии, где будет исполнено сочинение «Крестовый поход детей».

Поэтому продолжение следует…

Кира Юрьева