Теоретические дисциплины

О НАС ПИШУТ

"Конференция "Русская музыка"

Олимпиада по теоретическим дисциплинам

Предметы

На начальном этапе обучении в музыкальной школе очень важным является посещение детьми таких теоретических дисциплин, как «ритмика» и «слушание музыки», на которых происходит первое знакомство с музыкой. В старших классах  эти дисциплины имеют другие названия и более глубокое наполнение. Занятия по «сольфеджио» становятся логическим продолжением «ритмики», а знакомство с мировыми шедеврами классической музыки и великими композиторами продолжается на уроках «музыкальной литературы».

Ритмика

На занятиях «ритмики» дети развивают музыкальную память, чувство ритма,  совершенствуют музыкально – эстетические  чувства. Это происходит через овладение учащимися разнообразных форм движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений, которые в свою очередь положительно влияют на физическое развитие детей и координацию движений.

Слушание музыки

Главной целью предмета «Слушание музыки» является воспитание в учащихся музыкальной культуры, приобщение к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. «Слушание музыки» развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса, а также развивает воображение.

Сольфеджио

Предмет сольфеджио является одним из наиболее важных в цикле музыкально-теоретических дисциплин. Основой предмета сольфеджио служит воспитание музыкального слуха, которое предполагает целый комплекс навыков. Это, прежде всего, развитие музыкальной памяти, умение беглого сольфеджирования, умение осознанно и грамотно анализировать музыку на слух и по нотам, умение записать нотами услышанную мелодию. Но особенно важная роль отводится развитию чистой интонации в пении.

Музыкальная литература

«Музыкальная литература» - учебная дисциплина, в программу которой входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, важных сочинений. Среди основных задач предмета - дать учащимся общее представление о мире классической, народной, основных направлениях современной и джазовой музыки, об элементах ее строения и средствах выразительности; обучить умению грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, накопление музыкального багажа.

Композиция

Композиция (сочинение музыки) – предмет для тех учащихся, кто стремиться проявить, развить и совершенствовать свои творческие способности. Занятия по данному курсу дают возможность изучить некоторые техники композиции,  расширить и обогатить слуховой опыт и навыки аналитической работы. В задачи учебного курса входят практическое освоение форм и жанров музыкального искусства и методов работы с музыкальным материалом, а также импровизация.

В класс композиции приглашаются все желающие, любого возраста и специальности. Занятия для юных композиторов проводятся по одному академическому  часу в неделю.

Музыкальная информатика

В 2006 году в Детской школе искусств была введена новая дисциплина – «Музыкальная информатика» - для учащихся музыкальных отделений. Данный предмет предлагает изучение специальных компьютерных программ, которые дают возможность всем учащимся без исключения не только совершенствовать свои умения работы на компьютере, но и овладеть навыками набора нотного текста, основами сочинения и аранжировки. На занятиях по музыкальной информатике каждый учащийся творчески развивается, имеет возможность применения знаний теории музыки и исполнительских навыков при создании своего проекта. Помимо обучения определенным музыкальным программам, учащиеся знакомятся с MIDI-клавиатурой, синтезатором и микрофоном, учатся подключать их к компьютеру и использовать в работе над собственной музыкальной композицией.

Звукорежиссура

С 2008 года Детская школа искусств предлагает учащимся старших классов музыкальных отделений обучение по курсу «Звукорежиссура». Занятия проводятся для желающих познакомиться со спецификой профессии звукорежиссёра, а также для тех, кто хочет продолжить обучение этому направлению в средних и высших учебных заведениях.

На уроках ученики знакомятся со специальной аппаратурой и программным обеспечением, осваивают некоторые способы студийной работы.

«Музыка и информатика»

Новый проект ДШИ, проводимый совместно с СОШ № 48.

Инновационный учебно-методический комплекс «Музыка и информатика», разработан РГПУ им. А. И. Герцена специально для учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

На уроках музыки учащиеся приобретают определенные знания и навыки:

  • Получение теоретических знаний. Для обеспечения усвоения учащимися закономерностей и правил построения музыкальных произведений программы содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т.д.

  • Навыки игры на инструменте. Программное обеспечение для овладения каким-либо музыкальным инструментом до определённого уровня (на гитаре – наиболее популярный вид, фортепиано, синтезаторе). Включает разучивание нескольких конкретных пьес разных стилей.

  • Развитие слуха. Включает разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т. д., и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты вокальной интонации.

  • Музыкальная литература. Включает иллюстрированные справочники, содержащие звуковые файлы музыкальных произведений, краткие биографии соответствующих композиторов и музыкантов, небольшую викторину на этот материал.

  • Развитие творческих способностей. Программы предназначены для выработки навыков в области композиции и аранжировки.