Питание обучающихся

PHO

 

BARS

banner koronovirus 2

 

logo

 
PT

К юбилею Татьяны Андреевны Зайцевой

 

26 декабря 2021 года Татьяна Андреевна Зайцева, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, отметила свой юбилей. Татьяна Андреевна - наиболее авторитетный исследователь жизни и творчества М.А.Балакирева. 

 

Представляем статью Михаила Васильевича Вишнякова, созданную к юбилею Татьяны Андреевны. В статье детально рассматриваются труды автора, посвящённые композитору. 

 


Кто сделал великое доброе дело,

пусть молчит - говорит пусть тот,

для кого оно было сделано.

Сенека.

 

Мы с Вами, уважаемые читатели, стали свидетелями небывалого явления в российском музыковедении, когда на протяжении двух десятилетий выходила в свет серия книг, посвящённых жизни и творчеству Милия Алексеевича Балакирева, имя которого на протяжении целого столетия было заэкранировано идеологическими догмами советского времени.  Близость к семье Императора Александра III, общение с Императрицей, Обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым, Государственным контролёром Т.И. Филипповым, Великим князем К.К. Романовым, царедворцами высокого ранга сделало невозможным полностью раскрыть в предыдущие десятилетия роль и значение деятельности Милия Алексеевича Балакирева в русской музыкальной культуре.  Замалчивание продолжалось долго. Одними из первых, кто в полный голос сказали: “Балакирев - великий деятель русской культуры”, - были профессора С-Петербургской консерватории С.М. Слонимский и Т.А. Зайцева. Но сказать мало.

 

Передо мной  ряд внушительных томов, 7 книг, каждая из которых стала доказательством этого тезиса. Был собран огромный бесценный материал, распределенный по томам продуманно и умело. Стратегия, выбранная Т.А. Зайцевой безупречна и эффективна.  В первых трех книгах Татьяна Андреевна, автор и редактор-составитель, представила работы большой группы музыковедов, работы, высвечивающие самые различные грани жизни и творчества М.А. Балакирева. Отношение исследователей к искусству композитора и его учеников восторженное, поэтому я бы назвал первые три книги  «Гимнической триадой». Все материалы разделены на сегменты: 1) Из наблюдений над стилем и творчеством; 2) Говорят архивы; 3) Балакирев  и его современники; 4) Страницы воспоминаний о Балакиреве и его учениках. Невозможно перечислить авторов статей, в каждом томе их более десяти. Но, стоит сосредоточить внимание на материалах самой Т.А. Зайцевой. 

 

В первом томе триады мы знакомимся с результатами работы автора в архивах - «Род Балакиревых из глубины веков» и «В поисках духовной опоры» (М.А. Балакирев в 1870 годы). Эти биографические материалы стали подлинным открытием для музыкантов-педагогов. Отмечу, что в каждом из томов помещаются статьи С.М. Слонимского, который считал М.А. Балакирева гением русской музыки и не уставал это повторять и доказывать. Забегая вперед, замечу, что в последующих грандиозных трудах, полностью авторских, рассмотренных ниже, Т.А. Зайцева ведет исследования в рамках этой парадигмы, подробно углубляясь в каждую важную грань жизни и творчества Балакирева, расширяя тезисы, заданные в первых трех книгах. 

 

Вторая книга триады имеет посвящение светлой памяти Абрама Акимовича Гозенпуда, автора фундаментальных работ о Балакиреве и его  учениках. Здесь вновь внимание читателя привлекает биографический материал Т.А. Зайцевой - "Под  августейшим покровительством и вне его". Царская семья оказывала благосклонное внимание М.А. Балакиреву:  приглашение на трапезы, награды, быстрое продвижение в чинах, награждение орденом "Святого Станислава". Александр Третий, Мария Фёдоровна по достоинству оценили  работу композитора в Капелле. В статье читатели познакомятся с  особенностями прохождения службы в Придворной Капелле.

 

Другим важным материалом 2-го тома является статья "Забытый дом в Клину"- пронзительные строки её повествуют о заботе композитора о своём отце, лишившимся службы, о хлопотах   влиятельных лиц, о новой должности для родителя и о его переводе в город Клин.  Взволнует читателя рассказ Т.А. Зайцевой о поисках могилы А.К. Балакирева на Клинских кладбищах. Она сама обошла все кладбища города, нашла надгробие отца композитора. Считаю необходимым отметить в этом втором томе глубокий аналитический очерк М.Г. Арановского "Идея Балакирева - воплощение Чайковского" о сочинении П.И.  Чайковским  симфонии  "Манфред". 

 

В 2006 году в Санкт-Петербурге была издана книга под названием "Страницы творческой биографии М.А. Балакирева. По архивным материалам и откликам современников", которая сразу привлекла внимание не только музыковедов, но и историков России, культурологов, деятелей церкви, политиков. Главным персонажем в ней стал Обер-прокурор Святейшего Синода, Действительный тайный советник, кавалер высших орденов Российской империи К.П. Победоносцев. Царедворец предстаёт в самом неожиданном свете.  Речь идёт о переписке  Победоносцева и Балакирева.

 

В начале 1880 г. композитор ещё не имел  ни высоких должностей, ни чинов, ни наград.  Тем поразительнее эта переписка,  где всесильный чиновник предстаёт перед нами просителем, обращаясь к Балакиреву.  Это не только форма вежливости,  но и знак особого признания  профессионализма Балакирева,  его огромных знаний  обихода православных служб.  И здесь лучше  всего привести несколько коротких фрагментов книги. Победоносцев – Балакиреву: 

от 27.12.1881.  "Достопочтеннейший Милий Алексеевич,  не могли ли зайти ко мне завтра часов в 8 вечера.  Если не сможете,  Дайте знать... "
от 28.12.1881г."  Позвольте вновь потревожить вас просьбой зайти ко мне буде возможно..."
от 13.02.1882г. " вот опять прихожу вас тревожить и давать вам труд.  Сделайте милость, рассмотрите эту тетрадь..." и т. д.


Автор и составитель материалов поместил более 30 писем,  где Обер-прокурор Синода, вдумчивый мыслитель,  глубоко погружённый в дело реформ церкви,  благодарен М.А. Балакиреву  за его участие в решении  сложных вопросов церковные жизни.

 

Большой интерес представляет переписка М.А. Балакирева с протоиереем, историком церковной музыки, профессором Московской консерватории Д.В. Разумовским. В 2013 году в издательстве «Музыка» выпущена книга «Сокровища России: духовная музыка М.А. Балакирева». Эта книга стала сокровищем для историков музыки и церкви. Открывается она главой, где прослеживается канва многогранной деятельности Балакирева на посту Управляющего Придворной певческой капеллой с упоминанием мало известных  эпизодов из биографии композитора, плавно перетекая в следующий раздел о составе духовного наследия Балакирева. Здесь мы сможем познакомиться с редкими факсимильными материалами духовных произведений Милия Алексеевича, дан их анализ. В главе об архивных находках особое внимание  привлекает переписка с двоюродной сестрой Балакирева - начальницей Духовного училища в г. Витебске М.В. Самочерновой, с ее попытками найти педагога для училища - знатока православных песнопений, с просьбой сочинить хвалебный гимн в честь покровительницы училища Императрицы Марии Федоровны.

 

Интересна переписка Балакирева с близким театральным кругам Н. Крыловым, с его просьбой к композитору сочинить две молитвы для сцены принятия схимы Борисом Годуновым. Эта пьеса Пушкина наконец была разрешена к постановке в драматическом театре. Огромная глава книги посвящена поистине драматическому вопросу о переводе песнопений Обихода из цефаутного ключа в скрипичный. Поразительно, что этот чисто технический вопрос вызвал переписку и полемику двух обер-прокуроров Синода, зам. Государственного контролера Т.И. Филиппова, членов Духовного Комитета, директора Московской консерватории Н.Г. Рубинштейна, Управляющего Капеллой Бахметьева. После многолетней борьбы за упрощение нотации победу одержал проект Балакирева.   

 

В разделе об автографах М.А. Балакирева читатель может увидеть редкие нотные образцы работ композитора Гуссаковского, работавшего под руководством Балакирева.

 

Завершающий раздел книги посвящен уникальным материалам о попытке М.А. создать русский Реквием, а также впечатляющий анализ Реквиема С.М. Слонимского, который был знатоком творчества Балакирева, и который при создании своего произведения следовал по пути, намеченному главой Новой Русской школы. Эта книга сложна, но захватывает читателя неожиданными поворотами мысли автора, редкими фактами, прозрениями в современное искусство. 

 

По отзывам музыковедов одной из самых значительных и ярких стала книга Т.А. Зайцевой «Творческие уроки М.А. Балакирева», выпущенная издательством "Композитор" (Санкт-Петербург» 2012 г.). Этот грандиозный труд открывается «Увертюрой». Да, именно так! Увертюрой к трем темам книги « Пианизм. Дирижирование. Педагогика», где даются предварительные замечания. По-другому, наверное, было и нельзя. Каждая из этих тем поистине необозрима. Но все-таки попытаемся  увидеть главное. Обзор всех выступлений Балакирева как пианиста автор книги сопровождает интереснейшими письменными свидетельствами современников. Именно тех, кто обучал Балакирева - А.М. Дюбюка,       К. Эйзриха; тех, в чью игру вслушивался юный музыкант - гастролеров Сеймур-Шифа,  Антона Контского. Медленно, но верно, автор подводит читателя, пожалуй, к самому загадочному явлению у Балакирева-исполнителя - трансцедентному  пианизму.

 

Другой раздел книги посвящен такому культурно-просветительскому явлению как салон-университет. Форма взаимодействия со слушателями весьма необычна - подготовка концертных программ по просьбе аудитории, заказ на переложения для фортепиано отрывков из опер, симфоний, сонат, ораторий, акцентирование внимания слушателей на отдельных деталях жизни великих композиторов, в частности, на дате смерти (5 октября) любимого Балакиревым Ф. Шопена, и подготовке особых программ под эти даты. Все было необычно на таких музыкальных собраниях. Отмечена автором книги и огромная работа М.А. Балакирева по подготовке собрания сочинений Ласковского; настоятельные просьбы к А.И. Дюбюку написать воспоминания о Дж. Фильде. Этот раздел книги поражает умением автора увидеть столь многочисленные и разнообразные грани пианизма Балакирева в широком смысле этого явления.

 

Не менее интересна 2-ая ведущая тема книги «У истоков русской школы дирижеров». Здесь мы знакомимся с интересными фактами совместной работы Балакирева с Г.Я. Ломакиным, подробным описанием 1-го концерта БМШ, на котором, оказывается, присутствовали члены Императорской фамилии, об особенностях использования Балакиревым метронома и т.д. А после чисто технических деталей читатель знакомится с поистине драматической историей отставки Милия Алексеевича с поста дирижера ИРМО. Целая череда изощрённых интриг, направленных против главы Новой русской школы изумляет и пугает даже сейчас. В разделе о дирижерской  работе раскрываются темы «Балакирев и Вагнер», «Балакирев и Берлиоз», «Постановка опер Глинка в Праге». Третья часть книги «За роялем с Балакиревым - педагогом» выделяется обилием приводимых документов и свидетельств учеников. Приведена программа регентского класса Придворной капеллы, описана феноменальная история обретения Балакиревым замечательного ученика - золотого медалиста Московской консерватории - С.М. Ляпунова. В том же разделе - фрагмент мемуаров княгини М.В. Волконской, частной ученицы Милия Алексеевича, в конце книги - переписка с ней. Книга написана с блеском, читается легко и постоянно рождает мысли о необходимости внесения элементов Балакиревской педагогики в процесс современного обучения музыкантов.

 

Завершается Балакиревский цикл 750-страничным томом «Балакирев. Путь в будущее» изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2017 г. Каждый из 12 разделов книги продолжает раскрывать новые грани жизни и творчества композитора, его встроенности в сложную систему взаимоотношений различных сегментов власти. Читая о Бахметьеве, мы с удивлением узнаем, например, о том, что он, находясь на дипломатической службе, создал первый симфонический оркестр в Стамбуле. Характеристики  А.Ф. Львова, начальника капеллы графа С.Д. Шереметьева. Приводятся фрагменты переписки между Т.И. Филипповым и графом Шереметьевым по поводу назначений Балакирева на должность Управляющего. Сформулированы задачи, которые ставил перед собой Милий Алексеевич, вступив в должность: 1) формирование когорты единомышленников;             2) претворение в жизнь реформ и создание новых программ;  3) определение новых условий для обучения учащихся, обеспечение для них особого статуса. Некоторые факты, приведенные здесь, поражают. Например, что врач Николая II Е.С. Боткин, расстрелянный вместе с Императорской семьей, был учеником по фортепиано у Балакирева.

 

2-й раздел - «Держа на памяти» - повествует о неутомимой деятельности Милия Алексеевича по увековечиванию памяти великих деятелей музыкальной культуры. Об установке памятника М.И. Глинке в Смоленске, памятника Ф. Шопену в Желязовой Воле, хлопоты об установке памятных досок в Берлине на доме, где умер Глинка;  ярко описаны обстоятельства создания кантаты на открытие памятника Глинке заключительный хор которой - «Слава тебе, незабвенный Баян» - с отзвуками музыки из «Жизни за царя» и «Руслана» имел ошеломляющий успех. Приведу здесь слова Т.А. Зайцевой: «Балакирев словно следовал библейскому завету: «Сотвори ему вечную память». 

 

3-ий  раздел книги посвящен жизни Балакирева после его ухода из Капеллы. Отношениям с М.П. Беляевым, отказавшимся поддержать БМШ. Приведена интересная переписка с французским музыкальным деятелем, интересовавшимся русской музыкой, Бурго-Дюкудре. Значительное внимание уделено автором обстоятельствам возвращения Балакирева к Симфонии № 1, описанию ее премьеры. Приведен невероятный факт демонстративно враждебного поведения Римского-Корсакова на премьере Симфонии № 1.

 

Жизнь  Балакирева в тяжёлый 1905 год. Работа над 2-ой Симфонией и над Концертом Ми-бемоль мажор. 

 

6-й раздел книги посвящен подробному анализу 1-ой и 2-ой Симфоний композитора и анализу романсов на стихи А.С. Хомякова, которые, к сожалению, очень мало известны слушателям. Их нет даже на MP3 дисках с музыкой Балакирева, подготовленных крупными студиями записи.

 

Разговор о фундаментальных опусах продолжается в разделе «Балакирев посвящает». Читатель знакомится с историями посвящений 1-ой Симфонии Т.И. Филиппову,  2-ой Симфонии А.Д. Улыбышеву, симфонической поэмы «Тамара" - Ф. Листу. Важнейшим и интереснейшим разделом книги является Заключение, названное автором «Размышление о личности». Справедлива мысль Т.А. Зайцевой о том, что личность Балакирева загадочна,  что он был очень закрытым человеком. Тем более, бесценны свидетельства, воспоминания и ключевые фразы самого композитора. Нельзя читать без волнения воспоминания кухарки А. Акимовой о последних минутах жизни Милия Алексеевича. Читаем текст дальше, и композитор предстает перед нами живым человеком. Как он относится к деньгам, требования к слугам, отношение к смерти, отношение к атеизму; описаны романтические привязанности ранней юности Балакирева, его отношение к жизненным тяготам.

 

Выводы автора книги: феномен Балакирева, как человека в дисгармонии, стремящейся к гармонии, и в его особой творческой энергии, когда все, находящиеся рядом, становятся сильными, могучими творцами. В самом  конце этого раздела книги автор применяет поразительный драматургический прием: Татьяна Андреевна, словно, не желая расставаться с живым человеком, приводит огромную цитату из воспоминаний К.Н. Чернова с подробнейшими описаниями квартиры Балакирева, которое сделано столь тщательно, любовно, заинтересованно, что возникает ярчайший эффект присутствия читателя в этих комнатах, среди дорогих памятных вещей, нот, 2-х роялей. Это, то самое «прошлое, которое не прошло» (П. Флоренский).

 

Переоценить значение Балакиревского  исследовательского цикла невозможно. Эта подлинная энциклопедия важнейшего сегмента музыкальной жизни столицы Российской империи, сегмента, связанного с именами Балакирева и его учеников. Это императивное утверждение значения Балакирева как великого деятеля русской музыкальной культуры.

 

С чем же можно сравнить этот гигантский подвижннический труд Т.А. Зайцевой на протяжении 20 лет? На память приходят творческие подвиги В.В. Стасова и Ромена Роллана. И имя доктора искусствоведения, профессора С-Петербургской консерватории  Т. А. Зайцевой, можно смело поставить рядом с ними. 

 

Появление книг Балакиревского цикла имело колоссальное значение не только для музыковедения. Они стали импульсом и информационно - методической базой для формирования совершенно нового явления в российском культурном пространстве - мощного культурно-исторического континуума, элементами которого стали 17 учебных заведений в разных регионах страны, носящих и добившихся чести носить имя М.А. Балакирева. Они охватили просторы России от Смоленска на западе до Екатеринбурга на востоке, С-Петербурга на севере до Ахтубинска на юге.

 

Изучение русской истории, народной песни, творчества композиторов Новой русской школы, воспитание патриотизма, умение любить и понимать национальное искусство стало краеугольным камнем Российского Балакиревского движения, которое высоко несёт знамя благородных традиций великого русского музыканта.

 

М.В.Вишняков

На родине М.А. Балакирева отмечают юбилей

 


В этом году в Нижнем Новгороде проходят юбилейные события, связанные с празднованием 800-летия города. Он был основан в 1221 году у места слияния великих русских рек - Волги и Оки внуком Юрия Долгорукого – владимиро-суздальским князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем. Город в разные годы играл важную роль в истории. В начале ХVII века благодаря усилиям Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде было сформировано ополчение, которое помогло отстоять Государство Российское. В ХХ столетии нижегородцы внесли большой вклад в разгром фашистской Германии. Сегодня - это крупный промышленный и культурный центр.

Творческие связи с родиной М.А. Балакирева


Город Нижний Новгород является родиной композитора, дирижера, общественного деятеля XIX века Милия Алексеевича Балакирева, чьё имя носит наша школа. Посещая этот город, неизменно чувствуется атмосфера того времени, глубокая связь с историей нашей страны. На этих улицах бывали А.С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, М.Горький. Здесь же жил учитель Балакирева Александр Улыбышев – один из первых музыкальных критиков, автор монографий о В.А. Моцарте и Л. Бетховене. Детская школа искусств № 9 г. Н. Новгорода, носящая имя А.Улыбышева, является продолжателем идей, заложенных Улыбышевым и Балакиревым. Ежегодно в ее стенах проводятся мероприятия, в которых принимают участие наши преподаватели и учащиеся. На весенних каникулах состоялась IV Всероссийская Олимпиада им. А.Д. Улыбышева по предмету «Музыкальная литература» среди учащихся ДМШ и ДШИ «Улыбышев – Глинка». Аверичева Вероника (преп. Емельянова О.А.) стала Дипломантом. Так же, преподаватель Емельянова О.А. стала участницей XX Всероссийской музыкально-педагогической Конференции преподавателей теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ в Нижнем Новгороде. Она подготовила сообщение на тему «Некоторые формы работы с учащимися, направленные на патриотическое воспитание молодежи», в котором представила разнообразные мероприятия нашей школы, связанные с именем М.А. Балакирева и любовью к родному краю. Благодарим коллектив нижегородской школы за возможность участвовать в таких интересных и значимых мероприятиях, а так же за высокое оценивание нашей работы, направленной на общее дело сохранения и развития культуры.


Емельянова О.А.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ (коротко о великих людях искусства)

 

mb

Милий Алексеевич Балакирев и "Могучая кучка"

«Могучая кучка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 — начале 60-х гг. 19 века. В нем объединились яркие, выдающиеся, талантливые люди. Известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок или "Группа пяти".

 

Милий Алексеевич в "Могучей кучке" занимал центральное место. Под его руководством, тогда еще начинающие, композиторы знакомились с лучшими образцами русской и европейской музыкальной культуры, получали теоретические знания по композиции, гармонии, оркестровке. Под влиянием Балакирева и Стасова формировалась внутренняя идеологическая позиция каждого из членов кружка. Для всех композиторов-«кучкистов» основополагающими принципами были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами.

Идеи Балакиревского кружка оказали влияние на многих русских композиторов более молодого поколения. Среди них Александр Глазунов, Анатолий Лядов, Александр Гречанинов и многе другие.

 

476px-ilja_jefimowitsch_repin_012_2

 

В.В. Стасов

cesar_cui

 

Ц.А. Кюи

380px-musorgskiy

 

  М.П. Мусоргский  

borodin

 

А.П. Бородин

nr

 

Н.А. Римский-Корсаков

 

ссылки по теме

Belcanto.ru

Культура - здесь и сейчас

Большая Советская энциклопедия

                                                     Дни М.А. Балакирева в Карелии  (10-11 февраля 2012 год)

                                                                               Спешите все добро творить

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.-
Федор Тютчев


        «Нам не дано предугадать, как наше имя отзовется»- хотелось  перефразировать поэта Ф. Тютчева во время Дней Балакирева в

 Карелии. Думали ли великие композиторы, музыканты, общественные деятели, что в далеком 21 веке директора учебных заведений - школ искусств, музыкальных школ и колледжа, консерватории, педагоги и учащиеся будут рассуждать на тему их имен и  роли не только в  истории Российского государства, но и в будущем культурном пространстве нашей страны?  
        Да и сами участники круглого стола «Имя учреждения как новые возможности развития» немного сомневались, когда  собрались вместе 10 февраля в Петрозаводской детской школе искусств им. М.А. Балакирева для обсуждения такой немного неожиданной  темы. Но это  только на первый взгляд неожиданaltной и неактуальной Присвоение имени Милия Алексеевича Балакирева, известного композитора, пианиста, общественного деятеля 19 века  России, Детской школе искусств г. Петрозаводска произошло совсем недавно - в ноябре 2011 года в честь 20-летнего юбилея учебного заведения. Поэтому тема для педагогического коллектива и учеников злободневна и востребована. А что дальше?  Переориентируется ли резко  школа с направления изучения музыки и искусства  Северной Европы,  традиций Карелии, сотрудничества с Баренцевым регионом на изучение музыки русских композиторов и искусства России? Будут ли в образовательном процессе  доминировать академическое  направление и изучение музыки русских композиторов или, может быть,   будут преобладать  экспериментальные  тенденции,  которые уже успешно развиваются? Имя дает свободу для творчества и направления развития или, наоборот, накладывает обязанности и  ограничивает полет фантазии и перспективы?
Обсудить эти и другие вопросы собрался интересный  и  «именитый» состав участников круглого стола: руководители   школы искусств, музыкальных школ и колледжа, консерватории, чьим учреждениям в разное время уже присвоены  имена великих композиторов Г.Синисало, Г.Свиридова, К.Раутио, А.Глазунова,  представители Управления культуры Администрации города,  Министерства культуры Карелии.  Экспертами стали  представители  Детской школы искусств им. М. А. Балакирева  (г. Москва): директор Л. Комарова,  заместитель директора Л.Долгих, редактор газеты «Балакиревское обозрение»  М.Виноградова; юнкор П. Маркина, которые впервые приехали в Петрозаводск.  

 

Участники подготовили небольшие выступления (10-15 минут),  где поделились опытом   работы с именем учреждения, рассказали, почему и когда выбрали именно эти имена? В ходе дискуссии обсуждались следующие вопросы. Имя-это судьба  или просто приложениеalt к названию? Что дает имя учебному заведению? Это награда на определенном этапе или стимул для развития? Каким образом  может школа, училище, вуз  пропагандировать творчество и личность  композитора? И надо ли это им обоим? Возможно, в 21 веке востребованы новые  формы? Совпадают ли эти формы, методы с желанием педагогического коллектива, администрации и учащихся? Поддерживают ли и готовы помогать родители? Имя-это гордость или обуза для всех? 

 

Тема круглого стола оказалась востребованной и злободневной, заставила задуматься и выдвигать идеи, вызвала острую полемику. Участники говорили о том, что имена в разные периоды истории звучат по-разному. Это может быть просто память, дань уважения, награда, а иногда «живая история», стимул к  исследованиям, общению с представителями династии композитора, творческому сотрудничеству с другими людьми искусства и организациями. При присвоении имени часто учитывается  региональный компонент или принадлежность личности к этой  сфере деятельности,  к основанию данного учебного заведения. Многие говорили о том, что имя-это не только память, заслуга, но и большая ответственность, серьезная  работа по популяризации творчества, идей, общественной значимости композиторов. Наиболее живой интерес вызвал вопрос: «Как  учебные заведения с именами, в том числе в России и Европе (например, Академия  Сибилеуса в Финляндии),   могут  использовать «имена» известных личностей  и  свои реноме для создания  имиджа учебных заведений, а возможно и бренда?»   
В результате дискуссии во время круглого стола выяснилось, что имена известных личностей, великих композиторов, музыкантов присваиваются  заслуженно, и тем учебным заведениям, которые уже имеют позитивный имидж, хорошую репутацию в регионе и за его пределами. Школы, колледжи, консерватории  работают качественно и ярко  в соответствии с традициями и новыми технологиями, образовательными достижениями, имеют хороший опыт и высокие результаты, известны креативными проектами.  Выбор имени  для учебного заведения не является случайным. Он  обоснован и является стимулом для развития и основой  для перспективного сотрудничества, Сочетание позитивных моментов - имиджа  учебного заведения и имени композитора способствуют созданию ИМЕННОГО БРЕНДА заведения, который тоже креативно совершенствуется, закрепляется   и способствует развитию. Таким образом,  и имя известной личности не забывается,  идеи, творчество и  музыка  изучаются новыми поколениями, получают  современное звучание   и новую жизнь.
     В завершении круглого стола было высказано предложение о создании  Ассоциации музыкальных  учебных заведений Карелии, которое было поддержано всеми участниками.  
    Современный поэт  Юрий Ольхин  так перефразировал слова  Ф. Тютчева, с которыми, наверное, согласился бы композитор, реформатор, основатель  первой музыкальной школы в России  и создатель содружества русских композиторов «Могучая кучка » Милий Балакирев:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
Судьбу свою порой узнать
Пророкам даже не дается.

Не только словом, но и делом,
Спешите все добро творить,
Стремитесь, чтоб душа хотела
Любовь и счастье нам дарить.

  Елена Рыбалова
alt

В рамках Дней М.А. Балакирева в Карелии состоялась пресс-конференция для СМИ с участием представителей Петрозаводской и Московской детских школ искусств им. М.А. Балакирева.



Одним из ярких моментов этих двух дней стал Концерт русской музыки с участием исполнителей различных музыкальных учебных заведений города Петрозаводска. На сцене Петрозаводской детской школы искусств им. М.А. Балакирева звучали произведения русских композиторов: М. Глинки, А. Гречанинова, А. Аренского, П. Чайковского, М. Мусоргского и самого Милия Балакирева. Впервые  на сцене  прозвучал «Полонез» из фортепианной сюиты в четыре руки М. Балакирева, в исполнении фортепианного дуэта Валерии Шеляпиной и Милены Бренц. В исполнении Максима Казицкого, студента Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова зрители услышали «Избушку на курьих ножках» («Бабу-ягу») и  «Богатырские ворота» из цикла  «Картинки с выставки» М. Мусоргского. В завершении концерта на сцене выступил хор студентов Петрозаводского государственного университета под управлением Николая Маташина. Зрители аплодировали стоя!


Мария Берсина

по материалам Рыбаловой Е.Б.


 

КОНЦЕРТ РУССКОЙ МУЗЫКИ (ФОТО)
 

Балакиревский проект - 2012

altПредставители Петрозаводской детской школы искусств им. М.А. Балакирева с 15 по 18 февраля 2012 года приняли участие в  «Балакиревском проекте - 2012» ( г. Москва), который был посвящён 175-летию великого русского композитора, музыкального просветителя и общественного деятеля – Милия Балакирева.

alt В проекте так же приняли участие представители музыкальных школ и школ искусств из г. Москвы, г. Ростова – на – Дону, г. Новокузнецка, г. Казани, г. Вологды, г. Сарова, г. Георгиевска, г. Гусь – Хрустального.

 

В рамках проекта состоялись: V Московский открытый конкурс проектов, исследований и технологий alt«Инновации в развитии художественного образования» и IV Международные Балакиревские чтения.
Участники этих  мероприятий смогли посетить публичную защиту проектов-номинантов конкурса. Номинации были представлены следующими направлениями: «Управление в художественном образовании», «Модернизация и инновационные технологии в художественном образовании», «Программно-методический проект» и« Педагогический проект».

 
На IV Международных Балакиревских чтениях были представлены авторские презентации книг: «Урокиalt М.А. Балакирева» (автор Т.А. Зайцева, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории, член Союза композиторов России), «Балакирев в Варшаве altи Желязовой Воле» (автор - Гжегош Вишневский, писатель, музыковед (Польша), а также  «Шедевры музыки М.А. Балакирева». Данные программы сопровождались  выступлениями учащихся, выпускников и ведущих преподавателей ДШИ им. М.А. Балакирева г. Москва, лауреатов Международного конкурса пианистов - исполнителей им. М.А. Балакирева г. Краснодар.
«Балакиревский проект – 2012» позволил участникам познакомиться с работой детских музыкальных школ и школ  искусств из разных городов России, их практической и исследовательской деятельностью. По мнению участников проекта, работа в нём оказалась плодотворной и стала знаменательным событием в области художественно-музыкального образования России.


Ирина Кошкина
 

 

Предложения и вариации

alt9 февраля  на отделении журналистики Петрозаводской детской школы искусств  им. М. Балакирева прошел Пресс-клуб «Время и мы»  на тему «Творчество и личность М.А. Балакирева».  В дискуссии  участвовали 5 педагогов и более 20  ребят-представителей 10 отделений и творческих  коллективов школы: пианисты, струнники, фольклористы, танцоры, хористы.

Начался пресс-клуб с вопроса: «Кто же такой Милий Алексеевич  Балакирев?». И участники пресс-клуба  на удивление  дали  множество ответов: и пианист, и композитор, и руководитель «Могучей кучки», и создатель первой бесплатной музыкальной школы в России.  Ответили и задумались: «Почему же Детская школа искусств города  Петрозаводска названа в честь такой известной личности?».  Это событие произошло в ноябре 2011 года на 20-летнем юбилее школы.

 

Чтобы еще более подробно узнать о русском композиторе и общественном деятеле, Т.Н. Прозорова, преподаватель теоретического отделения и курса «Видеоинформатика»  подготовила и показала презентацию, в течение которой были рассказано об  основных моментах жизни М.А. Балакирева и его достижениях. Преподаватели Т.А. Агава и О.Н. Козлова дополнили этот интересный рассказ малоизвестными, но удивительными фактами.

Однако и после этого острая дискуссия продолжалась: некоторые говорили, что школа искусств достойна такого имени и много делает для образования, воспитания и просвещения петрозаводчан,  а некоторые сомневались в причинах выбора этого имени для школы, т.к. композитор никогда не был в Карелии. Тогда в  силу вступили  еще и другие аргументы: известный композитор и пианист радел за распространение русской музыки среди молодого поколения, этим же благим делом занимается и наша  школа, что и сближает её с известным музыкантом.  Вторая версия, высказанная Н.Н.Федоровой: имя М. Балакирева  отражает уже существующее партнерство  московской  и петрозаводской детских школ искусств им. Балакирева.

 

Участники, выслушивая  различные мнения учеников разных отделений и  учителей по этому поводу,  выдвигали все новые и новые предположения относительно  имени школы, а также какую пользу это принесет учебному заведению,  и что лично  учащиеся смогут сделать для пропаганды и популяризации  музыки, личности и  идей   М.А. Балакирева в наше время. Наконец, все сошлись на том, что имя выделяет школу из общего ряда, это определенная награда за заслуги ДШИ, но и большая ответственность.  Также это событие  укрепит связь между петрозаводской и московской школами, поможет в дальнейшем развитии.

Недолго думая над вопросом « Что можно провести интересного  в 2012 году?», ребята из разных коллективов  активно стали выдвигать свои предложения в план «Года Балакирева в ДШИ»:   чаще встречаться всем вместе  на пресс-клубах «Время и мы»   и обсуждать актуальные вопросы. Юные журналисты выдвинули идею проведения конкурса эссе  на тему «Личность и творчество М.А. Балакирева», а также провести конкурс роликов и музыкальных клипов , лучшие из которых будут показываться на экране телевизора в холле ДШИ. Всем понравилось предложение музыкантов  организовать «Балакиревский лагерь», на который  пригласить  учеников других школ искусств (необязательно петрозаводских школ). Фольклористы  готовы  организовать «Балакиревские вечера», а девушки с хореографического отделения готовы взяться за исполнение танцевальных постановок на музыку М.Балакирева. За художников решили, что им и всем остальным будут интересны интегрированные игры и творческие поездки по балакиревским местам. А потом сделать выставку картин.

 

По мнению всех участников  пресс-клуба, встреча оказалась плодотворной, и дала толчок к дальнейшим мероприятиям. В завершение пресс-клуба организаторы сообщили, что в скором времени потомок  М.А. Балакирева  Игорь Балакирев, тоже композитор и пианист, приедет из Санкт-Петербурга в нашу школу  и даст интервью юным журналистам и всем желающим. А быть может и исполнит свою музыку.  Это  приятно удивило всех. Осталось только подготовить  вопросы и дождаться его приезда…

Настя Федотова, 2 курс отделения журналистики

Теперь мы "балакиревцы"

altВ минувшем декабре российская музыкальная общественность отметила 175-летнюю годовщину со дня рождения великого композитора и музыканта Милия Алексеевича Балакирева.

Каждый из нас наверняка слышал о всем известном творческом содружестве "Могучая кучка". Балакирев - основатель группы, учитель и редактор произведений участников кружка, отстаивал новые пути в музыке и боролся с консервативным академическим направлением.

 

Композитор популяризовал темы народной жизни, исторического прошлого России и активно обращался к национальному фольклору. Читая биографию Балакирева, я, как филолог, невольно задумалась о том, что его вклад в русскую музыкальную жизнь сравним с реформаторской ролью Ломоносова и Карамзина в нашей литературе.

Поэтому отрадно осознавать, что в прошлом году Детской школе искусств  города Петрозаводска было присвоено имя Милия Балакирева. Этому событию был посвящен недавний пресс-клуб, организованный отделением журналистики ДШИ. Он начался с увлекательной лекции о творческом пути Милия Алексеевича, а после этого познавательного экскурса в жизнь композитора участники дискуссии обменялись своими предложениями по популяризации музыкального наследия Балакирева.

 

Юные журналисты, музыканты и хореографы предложили целый план действий по проведению мероприятий, приуроченных к году Милия Алексеевича в школе. Среди идей учащихся - организация сотрудничества с московской ДШИ имени Балакирева, проведение концертов и вечеров памяти композитора и многое другое. Пожелаем ребятам скорейшего осуществления их планов!

Без сомнений, Детская Школа Искусств, известная всей республике достижениями своих учеников, достойна называться именем Балакирева. Я, как выпускница ДШИ, уверена, что присвоение имени великого музыкального реформатора придаст новый импульс творческой жизни школы.

Ольга Смирнова,

Выпускница отделения журналистики ДШИ им. Балакирева

4 курс филфак ПетрГУ

Молодежь и великий композитор М. Балакирев

altВ ноябре 2011 года наша  любимая Детская школа искусств отметила очень важное событие  –  20-летний юбилей! И нам сделали достойный подарок – присвоили  имя русского композитора и реформатора Милия Алексеевича Балакирева. Оказывается, имя Балакирева также носят школы в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Сорове.  Теперь в этот список можно смело внести и наш Петрозаводск.

Не сомневаюсь, что такое событие естественно отразится на творческой жизни  всей школы. Именно поэтому 2012 год объявлен Годом Балакирева в Детской школе искусств, а  9-11 февраля  впервые прошли Дни Балакирева в Карелии.  Начались они 9 февраля с Пресс-клуба «Время и мы»  на отделении журналистики ДШИ. На пресс-клуб пришли представители 10 отделений и коллективов: «Соловушки», «Скоморошина», «Каприс», «Мозаика стиль».  На обсуждение было выдвинуто несколько важных вопросов, например, таких:  «Почему нам присвоили имя М.А. Балакирева?», «Что мы можем сделать для продвижения этого имени?»

 

Каждый из пришедших гостей высказывал свое мнение, были и жаркие споры.Мы узнали больше о самом Милии Алексеевиче. Ведь именно он создал в 1860-х годах замечательное содружество русских музыкантов  и  композиторов  «Могучая кучка», куда входили М.П. Мусоргский,  Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, Н.А. Римский- Корсаков и критик  В.В. Стасов. Также М.А. Балакирев создал первую в России Бесплатную музыкальную школу для тех, кто действительно любил музыку всей душой!

Все пришли к выводу, что почетно   носить имя такого великого человека, и каждое отделение будет способствовать «возрождению» творчества и идей М.А. Балакирева, сейчас  незаслуженно забытого.  А  наша Детская школа искусств  известна далеко за пределами Карелии своими проектами, выступлениями музыкантов, образовательной деятельностью.  Поэтому  мы надеемся, что постараемся  соответствовать  столь великому имени!

Элла Саманюк, 2 курс отделения журналистики ДШИ

Дни М.А. Балакирева в Карелии

Наступивший 2012 год станет особенным для «Петрозаводской детской школы искусств им. М. А. Балакирева». Этот год школа посвящает 175-летию Милия Балакирева.

 

Первая встреча

 

Дни Балакирева стали «свежей струей» в кипучем потоке школьных будней.  Я, как и многие мои коллеги, ждала их с большим интересом. Особенно порадовал тот факт, что к нам в школу приехали представители Московской детской школы искусств им. М.А.Балакирева.